Методические материалы

«Обучиться чему-то
можно только делая это».
                                      Джон Дьюи


Темой одного  из моих открытых уроков была тема: «М.Ю.Лермонтов — выдающийся русский поэт», в конце занятия я цитировала стихи Лермонтова.

«Над ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой, а он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой!» Эти строки можно отнести и к моей педагогической деятельности.

С самого начала своей деятельности  я занимаюсь развитием и повышением своего образования. Постоянно нахожусь в поиске эффективных форм, методов, приёмов обучения и воспитания. В марте 2017 года я была участником Конференции лидеров образования в городе Екатеринбурге, на которой я поняла, что «Обучиться чему-то, можно только делая это» (Джон Дьюи).   

Темой моего самообразования в последние несколько лет является тема «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса». И как правило, на курсах повышения квалификации многие технологии я изучаю в активной форме.

Удивительным образом со строками великого поэта перекликаются и помогают мне в работе слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.»

Каждый педагог 21 века — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.

Целью  моей   педагогической деятельности является создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор, создание условий для активизации познавательно — творческих способностей обучающихся.

Для достижения данной цели я ставлю перед собой соответствующие задачи:

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе эффективные педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, давать возможность проявить себя;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

        В стандарте нового поколения четко обозначены требования к результатам образования, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И задача системы образования – делать все возможное для достижения обозначенных результатов.

Мне, как педагогу, очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Прежде всего, у любого ученика должны быть сформированы  универсальные учебные действия.

Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения качества обучения в современной школе, чем занимаюсь и я.

Я создаю такую систему обучения, которая способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивает ученику развитие самостоятельности, способности к самоорганизации, личному самосовершенствованию и воспитанию личности в атмосфере сотрудничества с родителями и общественностью.

В основе большинства технологий, на мой взгляд, лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе. Очень тяжело бывает «расшевелить» класс, побудить к активной деятельности, особенно после продолжительных каникул. В таких случаях и не только, я применяю методы и приёмы технологии «РКМЧП».   

«Верю-не верю», монеты «Да-нет», таблицы  –приёмы, которые очень нравятся моим ученикам.

Работу по развитию критического мышления я начинаю с 1 класса. Схему технологии  (Вызов – Осмысление —  Рефлексия) применяю не только к урокам, но и внеклассной работе, а также ко всей четверти и учебному году.

В процессе чтения текстов учащиеся выявляют и решают очень актуальные проблемы, например:

«Всегда ли надо говорить правду?», «Молчание – золото?», «Нужно ли быть скромным?», «Кому нужны вредные привычки?», «Может ли судейство быть справедливым?», «Счастье в чём?» и другие.

         Приём «Шесть шляп мышления активно используют обучающиеся  в различных ситуациях.

Опыт работы по данному направлению представлен  мною на педагогическом совете         «Использование технологии РКМЧП для формирования УУД», проведён мастер-класс «6 шляп мышления».

        На занятиях организую   проектную деятельность, использую  здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные компьютерные технологии.

                Компьютерные средства обучения очень помогают мне и в работе с документацией.

Активно использую в работе с учениками и их родителями возможности своего личного блога учителя начальных классов.

http://ntuseeva.blogspot.ru/  и   tuseeva.ru

Провожу онлайн-анкетирования, что позволяет достаточно быстро и  эффективно корректировать учебно-воспитательный процесс.

Цели моей профессиональной деятельности плавно вытекают и согласуются с целями деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю. Поэтому        значительную роль в своей работе я уделяю организации проектной  деятельности. Так, к примеру, на уроках литературного чтения учащиеся после изучения произведения выполняли мини-проект «Мой цветик-семицветик». В рамках метапредметных недель, за организацию которых я отвечаю, провожу  защиту обучающимися своих собственных проектов.

17 ноября 2017 года я проводила мастер-класс на  курсах повышения квалификации для руководящих и педагогических работников Новосибирской области по теме «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»

Для систематической и целенаправленной работы по обеспечению процесса реализации ФГОС в 2015-2016 учебном году я создала творческую лабораторию, в работе которой использую технологию проектирования.

Итогом работы, в целом, стало обобщение результативного педагогического опыта по построению стратегических и тактических линий современного интересного урока.

В решении нестандартных задач, когда учащиеся успешно усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности, применяю проблемное обучение.

Моей задачей, как педагога, является задача стимулировать, контролировать и направлять процесс активного поиска учащихся, помогая им подсказками и задавая общий тон учебной деятельности.  

         Моя главная цель на уроках  – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру уроков так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков. Это — уроки-семинары, зачеты, уроки-исследования, конкурсы, уроки — экскурсии, интегрированные уроки, занятия- конференции, диспуты, игровые уроки.

Особенно нравятся детям загадки-кроссенсы.

 Это головоломки,  которыее в переводе с английского означают «пересечение слов». Использовать кроссенс можно на любом уроке, в любом классе , для классного часа, внеклассного мероприятия. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?…

 Технология проведения скетчинга для повышения квалификации учителей была разработана на кафедре  начального образования НИПКиПРО и апробирована в рамках проведения XVI съезда работников образования Новосибирской области, в работе которого я принимала участие.

         Работа по созданию скетчингбуков  — это трудная, требующая тщательной подготовки, но очень интересная работа. Опыт, который я получила в процессе создания коллажей на  съезде работников образования, я стала активно применять на своих уроках, во внеурочной деятельности.

В основе — рисунок и текст.

Одной из эффективных форм работы на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира  стало создание интерактивных папок (лэпбуков) по определённым темам: «Счастье», «Орфограммы корня», «Таблица умножения», «Грибы». На открытом занятии с третьеклассниками мы создавали папку по творчеству Лермонтова.

Эффективность данной работы  состоит в том, что обучающиеся выполняют работы, основанные на личном опыте, знаниях, эмоциях, обмениваются результатами своих работ друг с другом, используют самостоятельно данную технологию при разработке и подготовке собственных проектов, иными словами происходит формирование универсальных учебных действий.

Опыт работы представлен мною в работе круглого стола между учителями начальной школы и дошкольного учреждения.

Для создания  предметно-пространственной среды, способствующей формированию УУД во внеурочной деятельности я работаю по образовательным программам «Образ и мысль», «Финансовая грамотность», «Cuboro». Формы организации занятий, в основном, квесты, квн, проектные задачи, соревнования.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.  Основу этого сотрудничества составляет анализ и совместное обсуждение содержательных сторон деятельности, постоянная рефлексия.

Провожу оценивание, используя таблицы, работу с Портфолио, анкеты. Их применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки, повысить уровень активности работы в группе.

Самым эффективным показателем успешности педагогической деятельности учителя являются достижения его учеников:

 Это победы в  Международном конкурсе «Всезнайка», Всероссийской олимпиаде по математике « Умники и умницы», призовые места на  школьных научно-практических конференциях, лучший результат по школе в конкурсе «Русский медвежонок», победы в творческих конкурсах.

Выбранные мною педагогические технологии ориентированы на личность ребёнка, сохранение его психического и физического здоровья, на непрерывное развитие и воспитание детей, которые на современном этапе развития образования выходят на первый план.

На вопрос «Повлиял ли характер обучения и Вашего общения с учителем класса, где учится Ваш ребёнок, на Вашу семейную педагогику?» родители обучающихся  второго класса ответили следующим образом:

  • Очень сильно повлиял-53%
  • Произошли некоторые изменения-40%
  • Мало повлиял-7%
  • Никак не повлиял-0%

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно — ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

По истечении последних лет работы я вижу определённые результаты и в следующем:

  • Дети активно применяют полученный опыт общения и переносят полученные знания и умения на новый материал.
  • Современные технологии способствовуют развитию таких качеств личности, как коммуникативность, толерантность, рефлексивность, способность к саморазвитию.

Вспоминается, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

В этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Можно эмоционально рассказывать детям отрывок текста, показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Пусть у нас, уважаемые коллеги, будет достаточно  времени для размышлений.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует.  Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни» (Е.И.Рерих).

 Полезные книги

http://ntuseeva.blogspot.ru/p/blog-page.html