ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Выступление на педагогическом совете:

«Профессиональный стандарт педагога: аспект качества образования.»

 

         Ничто не является хорошим или плохим,

всё зависит от того,

как мы смотрим на вещи.

Уильям Шекспир

 

         В РФ существуют и функционируют документы, определяющие и регламентирующие профессиональную деятельность педагогов, это:

– Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором, например, в ст.195 главы 31 четко прописаны определения таких понятий, как квалификация педагогов и профессиональный стандарт.

– Единый квалификационный справочник должностей, в котором прописаны должностные обязанности педагогов, обозначено, что педагог должен знать, определены требования к квалификации.

 

Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В свою очередь, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Отметим, что ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике.

Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для установления более конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.

         Изменилось время, изменились дети. От педагогов требуются новые умения — это основные причины принятия и введения стандарта педагога.

 

        Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, как многие пишут, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам – у Великобритании.

Впервые тема профстандартов в России возникла в 1997 г., когда этот термин был официально использован в Программе социальных реформ в Российской Федерации.

Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. Следующие годы  задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято.

1 января 2017 г. — приказ Минтруда N 544н от 18 октября 2013 г., которым утверждает профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

         Два приказа о переносе профстандартов Минтруда  приказ №745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ № 835н от 26.12.2016 «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018) не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.

                 Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов.Таким образом, до начала 2020 года к этому времени все педагогические работники должны будут соответсвовать требованиям утверждённого профессионального стандарта.

         Можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта:

Для работодателя – формулировка требований к работникам.

Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.

Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

                

         Цель применения стандарта:

  • определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребёнка;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требований;
  • содействовать вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования.

          Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Структура профстандарта

         Профстандарт состоит из 4 разделов. Первый и четвертый раздел носят информационный характер. Второй раздел представляет собой таблицу, в которой указаны все обобщенные функции, которые описаны в данном профстандарте. Это, можно сказать, краткое содержание профстандарта. Наиболее интересным, на мой взгляд, является раздел 3 профстандарта. Ведь именно здесь обобщенные трудовые функции распадаются на конкретные трудовые функции, а те, в свою очередь, на трудовые действия, которые по своей сути являются должностными обязанностям, которые должен исполнять работник, занимающий данную должность. Кроме того, раздел 3 содержит требования к образованию и опыту работы работника, описания требуемых знаний и умений, а также возможные наименования должностей.

Над содержанием профстандарта более подробно мы поработаем с вами на практической части педсовета: образование, воспитание, развитие

Термины и определения:

  1. Квалификация педагога
  2. Профессиональная компетенция
  3. Профессиональный стандарт педагога
  4. Региональное дополнение к профессиональному стандарту
  5. Внутренний стандарт образовательной организации
  6. Ключевые области стандарта педагога
  7. Профессиональная ИКТ-компетентность

В частности ИКТ-компетентность будет включать:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

         Профессиональный стандарт педагога декларирует необходимость наличия таких компетенций как:

1) Работа с одаренными учащимися.

2) Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

3) Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

4) Преподавание русского языка учащимся, для которых он не родной.

5) Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

 Будущие квалификационные уровни:

 Учитель:

  • Качественное обучение по основной программе.
  • Умение взаимодействовать с детьми.
  • Профессиональная работа с родителями.
  • Непрерывное совершенствование знаний.

Старший учитель:

  • Разработка индивидуальных программ обучения, воспитания и развития.
  • Проектирование программ коррекционной работы.

Ведущий учитель:

  • Организация разработки образовательных программ и обучение по ним.
  • Координация работы педагогов, дефектологов, психологов.

 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА:

 1.Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам  обучения, воспитания и развития.

2.Оценка может быть проведена посредством внутреннего аудита (анализ планов, отчетов,

посещение уроков и т.д.) и внешнего аудита.

3.Образовательные органы имеют возможность сформировать свои внутренние стандарты, закрепленные требования к квалификации педагога.

 Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это сделать! (Джек Уэлч)

  • качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
  • профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
  • профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Некоторые результаты апробации

Предметная компетентность

 

Решите уравнение

(х – 3)2 = 2│х – 3│

 

24,2% учителей математики не справились с заданием.
В каком предложении выделенной слово пишется слитно?

 

37,2% учителей русского языка выбрали вариант

«Вот уже несколько минут Иван напряженно всматривался в даль, надеясь разглядеть на горизонте пароходный дым».

 

Дана цитата из письма

«Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку….и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим». Назовите произведение, о котором идет речь и его автора.

18,3% учителя не узнали комедию «Горе от ума» по приведенной цитате.

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам? Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Также работодатель должен отправить работника на профессиональную переподготовку.

    

А         какой же Вы педагог?  

Вы узнаете пройдя анкетирование

Анкета «Какой Вы педагог»

Дайте на вопросы ответ – «да» или нет.

 Охотно ли Вы беретесь за подготовку новой темы занятий, не имеющей типовой разработки?

  1. Легко ли Вам отказаться от тех приемов воздействия на детей, которые Вы успешно применяли раньше?
  2. Быстро ли Вы перестали с сожалением вспоминать о прошедших школьных и студенческих годах обучения, став педагогом?
  3. Решительно ли Вы отказываетесь от стандартного поведения в различных жизненных ситуациях?
  4. Умеете ли Вы дать безошибочную характеристику детям, с которыми работаете?
  5. Способны ли Вы отказаться от личных симпатий и антипатий, работая с детьми?
  6. Считаете ли Вы, что универсального стиля работы не существует и на разных этапах работы, в разных ситуациях надо уметь применять разные стили?
  7. Легче ли Вам избежать конфликта с детьми, чем с администрацией образовательного учреждения?
  8. Хочется ли Вам решительно отказаться от стереотипов воспитания и обучения, рекомендованных в вузе и культивируемых в образовательном учреждении?
  9. Часто ли оказывается верным Ваше первое интуитивное впечатление о качествах воспитанника?
  10. Часто ли Вы объясняете неудачи в работе не объективными причинами, а своими собственными недоработками?
  11. Вы ощущаете нехватку времени для эффективной работы?
  12. Поощряете и наказываете ли Вы разных воспитанников по-разному за одинаковые поступки?

         Суммируйте количество набранных Вами баллов, воспользовавшись следующей таблицей:

Вопрос

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Количество баллов за ответ
Да 1 0 0 0 2 1 1 0 1 1 0 0 2
Нет 0 1 1 2 0 0 0 2 0 0 2 1 0

0-5 баллов. Вы – очень слабый педагог. Вам трудно контактировать с детьми. Необходимо серьезно работать над собой и овладевать методикой воспитания и обучения.

6-9 баллов. У вас много пробелов в подготовке к работе с коллективом детей. Чаще консультируйтесь с коллегами, с опытными педагогами. Регулярно изучайте педагогическую и психологическую литературу. Организуйте и проводите больше коллективных мероприятий. Каждое проведенное мероприятие анализируйте с детьми.

10-14 баллов. Вы – хороший, знающий педагог. Однако не делайте все сами. Делегируйте проведение некоторых дел родителям, больше привлекайте детей.

14-18 баллов. Вы – грамотный опытный педагог. Вы избегаете шаблона в работе. Выполняете свои обязанности творчески. Избегаете излишней категоричности в оценке людей. Советуем Вам быть тактичнее по отношению к товарищам, представителям администрации.

  

Но самое главное, помните, что

Жизнь на 10% состоит из того,

что с нами происходит,

а на 90% — из того,

как мы на это реагируем.

Чарльз Свиндол

И «Ничто не является хорошим или плохим, все зависит от того, как мы смотрим на вещи»

_Педагог (1)

Профстандарт