Модель организации проектной деятельности

Модель организации проектной деятельности участников образовательных отношений МБОУ СОШ № 177.

Обоснование актуальности проекта

Учебное проектирование все смелее входит в практику современного образования. Актуальность предлагаемого проекта в том, что данная модель отвечает потребностям современного общества, российского государства, нуждающегося для своего успешного социально-экономического развития в творческих, целеустремленных, способных к саморазвитию личностях.

Открытость образовательного пространства в данном контексте означает успешное взаимодействие с социумом, осваивая который образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности каждого участника образовательного процесса.

Новизна проектав системном подходе к организации проектной деятельности, проявляющемся в открытости социальному пространству.

Несмотря на то, что технология проектной деятельности широко применяется в настоящее время и признана одной из основных при реализации системно-деятельностного подхода, что отражено в нормативных документах федерального уровня, ситуация в образовании не меняется. Каждый цикл международных исследований PISA(2000, 2003, 2006, 2009 годов) оптимизма не внушают. Россия стабильно оказывается в четвертом десятке, то есть ближе к концу списка, демонстрируя результаты значительно хуже средних по ОЭСР.  Российские школьники знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой… Проблема с умением оперировать научными знаниями остается и в зрелом возрасте. Не только школьники, но и многие взрослые, несмотря на высшее образование, научные  степени и звания, не обладают самым важным навыком  — умением  работать с информацией. И если в самое ближайшее время образовательные программы и в средней, и в высшей школе не повернутся к этой проблеме лицом, то Россия и дальше будет сдавать свои позиции в образовании, а, значит, и во всех других областях. Что это может означать? Метод проектов не позволяет решать ряд педагогических задач, ему предписываемых? Но многие страны, занимающие высокие места в международных исследованиях PISA, успешно используют метод проектов в обучении. Значит, в силу исторически сложившейся ситуации мы оказались не готовы применять на практике данный метод в системе образования. Анализ сложившейся в школах района практики проектной деятельности позволил выявить следующие проблемы:

  • низкая мотивация учителей на инновационную деятельность, в частности, собственную проектную;
  • недостаточный уровень знания педагогами основ проектной деятельности и владения умениями разработки проектов;
  • недостаточное использование педагогами развивающего потенциала метода учебных проектов;
  • отсутствие системы в организации проектной деятельности учащихся в ОУ.

Практика показывает, что использование учителями даже самых эффективных методик преподавания само по себе не обеспечивает желаемого образовательного результата. Как правило, при этом достигается только локальный обучающий или развивающий эффект. Несогласованность вводимых локальных изменений образовательного процесса вступает в противоречие со всей образовательно-организационной системой. Сложившаяся стихийно практика проектной деятельности не реализует имеющиеся возможности ее организации на муниципальном уровне. Эти проблемы на данном этапе функционирования образовательной системы района порождаются противоречиями: между необходимостью разработки и реализации проектов в условиях введения ФГОС и недостаточным уровнем компетентности в организации проектной деятельности; между широким использованием педагогами метода проектов и отсутствием единой системы организации проектной деятельности. Данные противоречия и определили выбор темы: «Модель организации проектной деятельности участников образовательных отношений МБОУ СОШ №177». Разработка данной темы обусловлена стремлением найти пути разрешения возникших противоречий и потребностью практики.

Цель, объект и предмет проектирования, гипотеза и задачи проекта

Реализация на практике модели, описанной в проекте, приведет к развитию профессиональной компетенции учителей в области организации проектной и исследовательской деятельности, что в свою очередь, будет способствовать развитию универсальных учебных действий учащихся как основного элемента современного образовательного результата. Проект реализации модели может быть использован:

—  педагогами: в проектной деятельности, в организации и проведение совместной деятельности детей и родителей;

—  специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед):

руководителями, кураторами: при создании Программы развития учреждения.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Цель:

Создать модель организации проектной деятельности участников образовательных отношений МБОУ СОШ № 177.

Задачи:

  1. Формирование педагогического коллектива как саморазвивающейся системы.
  2. Обеспечения деятельности учреждения в режиме развития.
  3. Создание предметно-пространственной среды, соответствующей требованиям проектного метода.
  4. Разработка методических рекомендаций для педагогов ОУ в рамках проектной деятельности.

Объект и предмет проектирования

Реализация данной модели подразумевает   организацию и включение в структуру управления учреждением мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников, представителей учреждений власти, образования, а также заинтересованного населения микрорайона.

Достижение высокого качества образования за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса (повышение профессиональной компетентности сотрудников ОУ, укрепление социального партнерства, развитие научно-методической базы профессиональной компетентности педагогов, совершенствование материально-технической базы и предметно-развивающей среды, модернизация нормативно-правовой базы учреждения, функционирующего в режиме развития.

В условиях реализации данной модели важнейшими качествами личности становятся:

  • инициативность,
  • способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,
  • умение выбирать профессиональный путь,
  • готовность обучаться в течение всей жизни.

Все эти качества формируются с детства. Начальное образование  является важным элементом в процессе развития этих качеств. В данном контексте главными задачами становятся: раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Процесс обучения, воспитания и развития должен быть построен таким образом, чтобы выпускник образовательного учреждения в будущем мог самостоятельно ставить и реализовывать серьезные жизненные цели.

Ценность развития направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.

Ценность сотрудничества  предполагает, что сотрудничество, партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной фактор образования и источник обновления образовательной системы.

Образовательное учреждение как открытая образовательная система представляет собой взаимодополняющую и взаимозависимую общность всех четырех развивающихся образовательных пространств: пространств развития детей, педагогов, родителей и учреждения в целом.

Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск. Важнейшей частью проектной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.

Главное отличие учебных проектов от профессиональных — они должны быть сугубо дидактическими «их разрешение должно подтверждаться целями определенной системы знаний умений и навыков»

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Проектная деятельность в современной школе это всегда скоординированные совместные действия педагога и обучающегося. Но проектная деятельность различается с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя.

  1. С точки зрения ученика – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности– носит практический характер, имеет важное прикладное значение и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
  2. С точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:
  • проблематизации;
  • целеполаганию и планированию своих действий;
  • самоанализу и рефлексии;
  • умению представить результаты своей деятельности;
  • практическому применению знаний в различных, в том числе и не типовых ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Проектирование —  комплексная деятельность.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяет обстоятельства, изменяет самого себя.

В целом деятельность ОУ необходимо рассматривать как деятельность над деятельностью, обеспечивающую соорганизацию всех сферных процессов в учреждении.


Механизм реализации Проекта

 Проект  реализуется через работу методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению,  взаимодействие  всех участников образовательного процесса, которое  обеспечивает школьный сервер.

 Основная  цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей  в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной  деятельности, которая позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися, родителями;
  • развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Для систематической и целенаправленной работы по обеспечению процесса реализации ФГОС в 2015-2016 учебном году я создаю метапредметную лабораторию.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметные знания» приобретают особую значимость с введением стандартов II поколения. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилась бы трансляция необходимого содержания не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования в процессе обучения учащихся в школе. Это, согласно новым стандартам, должно происходить за счет того, что в процессе обучения учащимися будут осваиваться универсальные принципы и общие универсальные действия познания.

Цель лаборатории: обобщение и распространение педагогического опыта  по разработке и созданию банка метапредметных заданий, направленных на формирование УУД.

Задачи:

-создание инновационного методического пространства, позволяющего педагогам оптимально спроектировать каждый этап урока;

-моделирование уроков на основе современных образовательных технологий

-стимулирование развития творчества и инициативы учителей;

-обеспечение развития педагогического сотрудничества .

Гипотеза: Банк заданий будет способствовать развитию метапредметных знаний и УУД ребенка, повышению мотивации к учению, дальнейшему профессиональному самоопределению и социальной адаптации и поможет учителю перестроиться на новую парадигму образования в свете требований к стандартам нового поколения.

Сроки реализации: долгосрочный.

  • Организационный этап 2015-2016 учебный год – создание инструментария разработки метапредметных заданий, разработка программы решения проектных задач, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров ерез деятельность метапредметной лабортории, курсов повышения квалификции, обучающих семинаров.
  • Этап реализации 2016-2017 учебный год – формирование школьного банка метапредметных заданий и его активное использование на 2 ступени общего образования. На этом этапе планируется организация и проведение метапредметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка обучающихся.
  • Завершающий этап 2017-2018 учебный год — обобщение и распространение опыта. Контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты Проекта :

1-ый уровень: обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; стимулирование мотивации развития способностей;

2-ой уровень: формирование у обкчающихся ценностного отношения к социальной реальности, увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, проектной деятельностью;

3-ий уровень: получение опыта самостоятельного социального действия проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ обучающихся; разработка методических рекомендаций по применению продуктов практической деятельности.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

-интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);

-творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);

 -коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение излагать свою мысль);

-методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.


В 2015-2016 учебном  году лаборатория работала  по активному внедрению в практику работы учителей  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Основными задачами были:

-конструирование уроков и внеурочных занятий на основе технологии РКМЧП

-стимулирование развития творчества и инициативы учащихся

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.  Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

В рамках лаборатории в апреле проходила метапредметная  декада  среди обучающихся 1-5 классов , основной задачей которой являлось создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно — образовательных потребностей.

Мероприятия декады  проводились согласно разработанному плану.

Программа проведения метапредметной декады  отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работы  с опорой на дифференциацию.

Обучающиеся показали хороший уровень самоорганизации, в достаточной степени – уровень владения универсальными учебными действиями.

Итоги проведения  выставки  моделей-проектов «Берегите Землю»:

1место:

1А  Проект «Земля –наш общий дом»

1Д  Проект «Подводный мир»

3А  Проект «Солнечная система»

4А  Проект «Жалобная книга природы»

2 место:

2 Г   Проект «Рельефы нашей планеты»

4Б   Проект «Территории Новосибирской области, охраняемые государством»

2А   Проекты «Формы земной поверхности»

3 место:

2В  Проект «Рельеф нашей планеты»

3Б  Проект «Земля-часть солнечной системы»

1Б Проекты «Животный и растительный мир планеты»

3Г  Проекты «Экологические сказки»: История маленького лягушонка, Лесные пожары, Бурые медведи

Участники: 1В, 4В,  4Г

На научно-практической конференции для первоклассников были представлены работы:

1.Булышев Ярослав 2Г «Такие привычные и необычные автомобили»

  1. Дорожкин Арсений 1А «Земля-наш общий дом»
  2. Епифанов Антон, Епифанов Виктор 1Г «Моя семья»
  3. Попова Алёна 2Г «Разные профессии»
  4. Рычков Кирилл «Танковые сражения под Прохоровкой»

Итогом сотрудничества стало обобщение результативного педагогического опыта по построению стратегических и тактических линий современного интересного урока, развитие  детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

Цель учебного проекта в начальной школе — развитие личности детей,  их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

         Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
  • умение вести диалог;
  • координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
  1. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность,  состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.

В рамках предметных недель, которые ежегодно проходят в школе, провожу  много работ, связанных с защитой учащимися своих собственных проектов. Очень нравятся детям тематические проекты по изученным темам, правилам. Каждый, работая над проектом, имеет возможность применить имеющийся опыт и знания. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса такой  формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а, получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Проектная деятельность всегда учитывает индивидуальный темп работы, уровень обученности каждого, формы предоставления результатов. В банке учебных проектов такие, как «Запоминаем словарные слова», « Работа над ошибками», «Весёлая математика», «Дроби», «Диаграммы», «Космос», «Вода на Земле», «Экология», «Ориентирование», «Домашние питомцы», «Многозначные числа» и другие. Одним из запомнившихся проектов был проект «Как победить тревогу». Дети выясняли причины тревоги, брали интервью у родителей, знакомых, психологов, изучали тревожность своих одноклассников, учителей. Предлагали рекомендации дня снятия стрессов. На самой презентации проекта возникла дискуссия по поводу отсутствия тревоги у одного из родителей ученицы. Дети рассуждали о влиянии тревоги на здоровье человека.

Одним из главных условий успешного проекта, на мой взгляд, является его связь с реальной жизнью. Каждый проект – вполне реальное дело для ученика: он знает цели, может своим умственным взором охватить весь процесс работы, может предвидеть затруднения, промерить к ним свои силы и составить план своей несложной работы. Проекты, создаваемые самими детьми, активизируют их стремление к исследовательской деятельности. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. И это нам удаётся.


В 2016-2017 учебном году творческая лаборатория продолжает свою работу по теме «Проектные задачи и проектная деятельность обучающихся».

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Цели организации проектной деятельности в начальной школе:

  • развитие творческих способностей, системного мышления
  • формирование универсальных учебных действий
  • создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
  • формирование умений решать изобретательские, проблемные задачи и создавать творческие продукты
  • подготовка к проектно-исследовательской деятельности в средней школе.

Задачи :

  1. развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  2. обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  3. формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  4. познакомить детей с «инструментами» изобретателя, которые помогут решать проблемные задачи и создавать творческие продукты;
  5. развивать познавательные потребности и способности, креативность;
  6. формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  7. учить детей видеть, правильно формулировать проблемы, противоречия;
  8. познакомить детей со способами решения проблем (противоречий) творческого и поискового характера

Какие именно универсальные учебные действия  формируются в проектной деятельности?

    Коммуникативные умения:

  • Навыки коллективного планирования
  • Умение взаимодействовать с любым партнером
  • Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
  • Навыки делового партнерского общения
  • Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

   Регулятивные умения:

  • Умение проектировать процесс (изделие).
  • Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
  • Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
  • Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов.)

   Поисковые (исследовательские) умения:

  • Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • Самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • Запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • Находить несколько вариантов решения проблемы;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи

   Презентационные умения и навыки:

  • Навыки монологической речи
  • Умение уверенно держать себя во время выступления
  • Артистические умения
  • Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
  • Умение отвечать на незапланированные вопросы

   Рефлексивные умения:

  • Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
  • Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Формы подведения итогов:

  • выставки творческих работ;
  • оформление тематических папок и стендов;
  • исследовательские работы и творческие проекты;
  • презентации проектов, конкурсы;
  • создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.
  • организация метапредметной недели;
  • фестивали.

Представляю план работы творческой лаборатории в 2016-2017 учебном году.

Цель: овладение педколлективом начальной школы методикой организации проектной деятельности.

Планируемый результат: приобретение нового для школы педагогического опыта. Организация и проведение Фестиваля проектов в школе.

Руководитель: Тусеева Н.В.

Рабочая группа: руководитель МО учителей начальной школы, классные руководители 1- 4классов, психолог.

№ п/п Мероприятие Ответственные Сроки Ожидаемый результат
1 Утверждение темы методического исследования школы на 2016-2017 уч. год – «Проектные задачи и проектная деятельность обучающихся».

 

Администрация, педагогический коллектив август Утверждение темы методического исследования
2 Разработка учебной программы по курсу «Решение проектных задач»

 

Учителя 1- 4 классов август Создание рабочей программы
3 Работа с родителями Тусеева Н.В., рабочая группа Сентябрь, январь, май Родительские собрания «Проектная деятельность и проектные задачи.Задачи. Перспективы»

 

4 Организация методической помощи учителям по  организации проектной деятельности обучающихся и курсу «Решение проектных задач» Тусеева Н.В., рабочая группа октябрь Повышение уровня преподавания, изучение проблем, перспектив
5 Организация и проведение педагогического совета по теме: «Формирование метапредметных УУД – путь повышения качества образования». Технология педагогического скетчинга. Тусеева Н.В., рабочая группа ноябрь Расширение  педагогического опыта по формам организации урочной и внеурочной деятельности в рамках проектной деятельности обучающихся
6 Заседание методического объединения учителей начальной школы «Роль учителя в освоении курса «Решение проектных задач» и проектной деятельности обучающихся». Варавко Н.Н.

Тусеева Н.В.Агуреева О.А,.

декабрь Промежуточные результаты хода реализации проекта
7 Семинар-практикум: «Нетрадиционный урок в контексте требований ФГОС» Тусеева Н.В., классные руководители январь Смотр проектов Расширение  педагогического опыта по вопросам преподавания курса «Решение проектных задач»
8 Организация творческой группы учителей по подготовке метапредметной декады. Тусеева Н.В. февраль План проведения метапредметной декады
9 Подготовка и организация  коллективного проекта «Фестиваль национальных культур» Тусеева Н.В., Варавко Н.Н., Агуреева О.А. март Проведение метапредметной декады, фестиваля проектов.
10 Фиксация накопленного опыта: материалов проектной декады и методических наработок учителей. Тусеева Н.В., рабочая группа апрель Расширение накопленного опыта, подведение итогов
11 Знакомство с проектами дошкольников, совместное участие в проектах  в рамках преемственности Титаренко Т.Н.,

Рабочая группа

в течение года Обмен опытом проектной деятельности
12 Подготовка и проведение итогового заседания  по теме «Проектная деятельность в начальной школе». Тусеева Н.В. май Определение сильных сторон проекта, проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения.

 Использование проектных задач с целью формирования универсальных учебных действий.

 Под проектной задачей  понимают задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.      В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В 2015-2016 учебном году в рамках проекта в начальной школе были реализованы проектные задачи по планированию дачного участка и школьной площадки.

Задача «Игровая площадка для детского сада».

Во время прогулок всем детям нравится играть на специально оборудованных площадках.

Задача:

«Из  детского сада к нам обратились за помощью создать игровую детскую площадку для улицы. Главное  условие —  сохранить четыре  основные игровые зоны:

песочницу (красная  зона);

карусель (желтая зона);

качели  (синяя зона);

горку (зеленая зона).

Необходимо сконструировать все четыре игровые зоны предполагаемой детской площадки»

Порядок работы:

  1. Обсудите, как можно организовать работу в группе.
  2. Выберите фигуры для каждой игровой зоны.
  3. «Постройте» из фигур все игровые зоны, разложив фигуры на отдельном белом листе бумаги.

В зоне песочницы треугольник и квадрат не должны касаться друг друга. По левой и правой стороне треугольника расположите 5 белых кружков так, чтобы на каждой стороне их было 3.

В зоне карусели на каждом конце прямоугольника разместите кружки, на место пересечения прямоугольников положите оранжевый круг, под круг оранжевый треугольник.

В зоне качели для крепления места для сидения проведите две наклонные прямые, наклоняя их в левую сторону.

В зоне горки используйте второй треугольник для украшения: наложите его в центре большого треугольника, слева разместите ступеньки.

  1. Проверьте правильность конструирования всех игровых зон.
  2. Приклейте фигуры каждой зоны.
  3. Разместите готовые зоны на альбомном листе бумаги:

зона песочницы должна быть в верхнем левом углу, под ней — зона качели. В нижнем правом углу – зона горки, над ней – зона карусели.

  1. Проверьте правильность расположения игровых зон.
  2. Приклейте их на лист бумаги.

Оцените работу своей группы.

Оцените работу своей группы.

Критерии оценки Макс. кол. баллов. Набр. кол. баллов Список группы
Зона сконструирована правильно 3    
Детали зоны приклеены аккуратно 3    
Каждая зона находится на своём месте 3    

К тексту задачи даётся раздаточный материал: красного цвета квадрат, треугольник, прямоугольник, 6 белых кружков (1 кружок –«зашумление»); жёлтого цвета 4 прямоугольника, 10 кружков (2 кружка –«зашумление»); оранжевый кружок и треугольник; 5 синих прямоугольников (1 прямоугольник – «зашумление»); зелёного цвета 2треугольника (разных размеров), 4 прямоугольника(1 прямоугольник – «зашумление»)  и квадрат; бумага для расположения зон.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ.

Первый проект может быть предложен администрацией школы как практико-ориентируемый — Проект озеленения и цветочно- декоративного оформления территории школы «Школьный двор моей мечты»

Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней.

Чтобы вовлечь в работу над проектом, первоначально можно предложить представить такую площадку на бумаге, чтобы сказочный детский городок вырос на детских рисунках. Постараться вовлечь в общественно — значимую проектную деятельность обучающихся старших классов, педагогов школы, родителей, общественность, так как решение такой глобальной проблемы детям младшего школьного возраста не под силу. И все- таки организаторами и инициаторами должны быть дети, а учителя помогать, направлять, заинтересовать. Выбрать Совет по проектированию и созданию площадки, спланировать работу на зимний период: построить снежный и ледяной городок площадку для игр и катания на лыжах, развесить кормушки для птиц. Проанализировать и спланировать работу по благоустройству площадки на будущее и деятельность по здоровье — сберегающим технологиям. Каждому классу создать на площадке свой цветник, силами учащихся и родителей на площадке строится новое оборудование, дети следить за чистотой и порядком на площадке, в зимний период создать столовые для зимующих птиц. Защитить проекты.

Проектная деятельность в начальных классах реализуется и через занятия внеурочной деятельности, через учебные курсы «Я-исследователь», «Решение проектных задач» и  во внеклассной работе.

Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы следующие виды проектов:

-по доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательские (по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.)

Информационные (направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы)

 Практико-ориентированные (нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района) Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

 Ролево-игровые (Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации )

Творческие (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.)

— По количеству учащихся:  индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

По месту проведения:  урочные, внеурочные;

-По теме:  монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.

— По продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Начиная работу над проектами, в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какими учебными и вспомогательными источниками информации можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, энциклопедии, хрестоматии, сборники, периодическую печать, Интернет и т.п.).
  2. Какие виды деятельности возможны в работе? (использование методов анализа; проведение анкетирования, опрос, наблюдение; работа индивидуально, в парах, в группах; логическое рассуждение).
  3. Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу?
  4. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (активность на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся).
  5. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? (собеседование в процессе работы, анкетирование).

При работе над проектом использую следующие этапы:

  1. Погружение в проект.

На данном этапе выбирается и формируется проблема, которая будет решена в ходе проектной деятельности учащимися. Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. Педагог должен показать практическое применение знаний, полученных в ходе проекта.  Первоначально темы предлагаются учителем. В дальнейшем тематика проектов может выбираться детьми.

  1. Организационный этап.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются  задачи для каждой группы. Главная цель — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговаривается поиск информации (в каких источниках), распределяются роли: главный редактор, авторы статей, художники.

  1. Информационно – операционный этап.

Это  реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Примером деятельности учащихся на данном этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.   Этот этап самый трудоемкий. Ученики теряются в море информации. Но они активно работают, анализируют и обобщают полученный материал. Желательно, чтобы этот этап проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе.  Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

Исходя из своего опыта работы по этой теме, мне хочется предложить несколько правил для учащихся, занимающихся проектной деятельностью. (Приложение 2)

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе учащиеся презентуют свой проект в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию

и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают вопросы докладчику, обсуждают возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Данный этап проекта очень важен, поскольку он решает следующие задачи: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. (Приложение № 3)

Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. По итогам защиты поощряются не только те, кто хорошо проводил свою защиту, но и в особенности те дети, кто задавал умные, интересные вопросы. Особое внимание хочется обратить на то, что учитель не должен допустить присуждения мест за проект. В начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта. При оценке процесса проектирования я предлагаю учащимся  следующие  вопросы:

  • Правильно ли сформулировали задачу?
  • Соответствовал ли ваш проект поставленным целям?
  • Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
  • Насколько хорошо вы использовали время?

Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. То есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена  участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.

Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику или представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

  То есть проект это «пять П»;

Проблема – Проектирование (планирование) –Поиск информации –Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Дневные планы и отчеты и т.д

Успешное осуществление проектной деятельности в начальных классах возможно только при тесном сотрудничестве ученика, учителя и родителей. Каждая из участвующих сторон играет определенную роль в совместной работе.

Что значит  проект для ученика?

Проект для ученика —  это средство самореализации, это возможность творчески раскрыть, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Роль ученика:

  • определить проблему, интересующую его самого и интересную для окружающих, желательно, чтобы эта проблема была актуальной;
  • поставить перед собой цель и определить пути достижения этой цели;
  • вести дневник работы над проектом или собирать материалы в папку;
  • научиться самостоятельно добывать информацию из различных источников;
  • привлечь как можно больше людей для консультаций по данному вопросу;
  • не отступать от графика работы над проектом, составленного совместно с руководителем.

Проект для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Роль учителя как руководителя проектной работой:

  • организация образовательной среды для учащегося: доступ к источникам информации: книгам, компьютеру, консультантам из состава учителей-предметников (договорённость с ними о помощи), организация экскурсий, если проект коллективный;
  • создание комфортных условий для работы;
  • составление удобного графика работы для ученика;
  • изучение личности каждого учащегося для выявления интересов, склонностей, способностей к тому или иному виду деятельности, состояния здоровья, психологических качеств личности, от которых зависит продолжительность работы над проектом или количество участников проекта;
  • постоянная поддержка высокого уровня мотивации к работе;
  • помощь на каждом этапе работы в качестве сотрудника;
  • организация предварительного выступления перед учащимися класса и родителями.

Проект для родителей – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налаживание творческих контактов со школой.

Роль родителей:

  • вдохновлять ребёнка на выполняемую им работу;
  • организовать рабочее место, образовательное пространство в доме;
  • проявлять максимальную заинтересованность в работе ребёнка;
  • выполнять вместе с ним наиболее трудные части работы;
  • интересоваться работой ребёнка в школе;
  • постоянно выражать уверенность в успехе ребёнка.

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость,  открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизни.


Приложение 1

Уважаемый ученик!

Поздравляю тебя с выполнением и защитой проекта. Предлагаю тебе оценить свой проект и исследовательскую работу над ним, отвечая на написанные ниже вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были точными и полными, объясняй свое мнение, позицию.

  1. Что в твоей работе  удалось лучше всего?
  2. Удачно ли ты распределил время, выполняя исследование и проект?
  3. Что для тебя было самым трудным в работе над проектом?
  4. Доволен  ли ты презентацией своего проекта?
  5. Считаешь ли ты необходимым улучшить (доработать) свой проект?
  6. Согласен ли ты с оценкой одноклассников твоего проекта и его защиты?
  7. Какие эмоции, чувства ты испытал, работая над проектом?
  8. За что бы ты сам себя похвалил после завершения проекта и его презентации?
  9. Какую пользу ты извлек для себя, работая над проектом?
  10. Хотел бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время?

Приложение 2

Памятка работы над проектом.

  1. Выбери тему проекта.
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  4. Поработай с источником информации, найди ответы на свои вопросы.
  5. Сделай выводы.
  6. Оформи результат своей работы.
  7. Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта.

Приложение 3

Памятка для защиты проекта.

 

  1. Я подготовил проект на тему…
  2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи…
  3. В ходе проекта я решил проблему…
  4. Для своего проекта отобрал материал…
  5. Использовал такую литературу…
  6. Продукт моего проекта…
  7. Я хочу рассказать о…
  8. На рисунке изображено…
  9. Я использовал эти рисунки и фотографии, потому что…
  10. Мне понравилось работать над проектом, так как я узнал…
  11. Мой продукт можно использовать … (продвижение проекта)
  12. Актуальность моего проекта заключается в том, что…