Организация групповой работы

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

№2 от 10.01.2018г.

Тема: «Организация групповой работы в начальной и средней школе в рамках реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО.»

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам эффективной организации групповой работы.

Форма проведения: семинар-практикум

Дата: 10.01.2018г.

Присутствовало-18 человек

Категория слушателей: молодые педагоги, педагоги МБОУ СОШ №177

Ведущая: Тусеева Н.В., руководитель творческой лаборатории, учитель начальных классов

Повестка дня:

  1. Теоретическая часть:
  • Цель групповой работы
  • Задачи групповой работы
  • Плюсы групповой работы
  • Варианты комплектования групп
  • Виды групповой работы
  • Алгоритм работы в группе
  • Правила организации групповой работы
  • Принципы выбора заданий для групповой работы
  1. Практическая часть.
  2. Подведение итогов.

 

По вопросам теоретической части выступала Тусеева Н.В., которая осветила следующие моменты:

  • Стандарт учитывает образовательные потребности детей в классе. Возникает вопрос: как эффективно организовать групповую работу? Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе проблемно-диалогического обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.          Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
  • Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
  • Задачи групповой работы.
  • Плюсы групповой работы.
  • Варианты комплектования групп. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Наталья Владимировна рассказала о способах разделения на группы:

 По желанию

 Случайным образом

 По определенному признаку

 По выбору «лидера».

 По выбору педагога.

  • Виды групповой работы.

Тусеева Н.В. рассказала о практическом применении многих приёмов на уроке, а именно:

 Работа в парах.

 Мозговой штурм.

 Игра «Продолжи».

 Охота за сокровищами.

 Снежный ком.

 Мозаичная группа или Пазлы.

 Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

  • Алгоритм работы в группе:

1.Повторение задания для осознанного понимания.

  1. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
  2. Выдвижение версий всеми членами группы.

4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.

5.Совместное принятие решения.

6.Анализ решения. Оформление.

7.Проговаривание в группе выступления.

8.Представление решения.

  • Особенный акцент Тусеева Н.В. сделала на важности умения подбирать задания правильно:
  1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

каждый из участников, если бы работал один.

  1. Целесообразно использовать:

 задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

 задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей

совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

 задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;2. Содержание работы должно быть интересно детям.

  1. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  2. Задания должны быть проблемными, создавать определенное

познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного

использования имеющихся знаний.

На практической части коллегам было предложено прописать то, чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу. После работы в группах учителя пришли к следующим выводам:

  • формировать пару из двух слабых учеников;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики

просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из

учеников;

  • не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе

работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет

работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; 30-40 минут в старших классах.
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной

работе.

В завершении руководитель лаборатории подвёл итоги семинара:

         В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Коллеги получили задания использовать данные приёмы в урочной и внеурочной деятельности, подготовить небольшой мастер-класс на следующее заседание лаборатории.

 

Руководитель творческой лаборатории:_______________Н.В. Тусеева

10.01.2018г.

Список присутствующих:

  1. Агуреева О.А.
  2. Балахова Т.А.
  3. Балесина И.М.
  4. Барсукова В.А.
  5. Драгун Т.И.
  6. Крылов А.В.
  7. Лучинина Г.М.
  8. Мазепа А.И.
  9. Мартыненко Т.Г.
  10. Минина С.А.
  11. Мишагина Ж.В.
  12. Нагорный Д.А.
  13. Огурцова Н.Е.
  14. Рыбась В.А.
  15. Сизикова М.Е.
  16. Сокол И.Г.
  17. Усачёва Л.А.
  18. Чернозипунникова Д.А.