Требования к современному уроку

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

№1 от 31.10.2017

Тема: «Образовательный процесс в условиях внедрения ФГОС или требования к современному уроку»

Цель:  повышение профессиональных компетенций педагогов  по вопросам реализации ФГОС

Форма проведения:  семинар-практикум

Дата: 31.10.2017

Присутствовало-8 человек

Категория слушателей: молодые педагоги, педагоги МБОУ СОШ №177

Ведущая: Тусеева Н.В., руководитель творческой лаборатории, учитель начальных классов

Повестка дня:

  1. Информационный этап (Презентация)
  • Вопросы для размышления
  • Выпускник школы XXI века должен…
  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Три основные группы результатов.
  • Методологическая основа ФГОС второго поколения. Технология системно-деятельностного метода обучения.
  • Моделирование урока с позиций системно-деятельностного подхода.
  • Структура урока открытия нового знания
  • Технологическая карта урока
  • Формы организации учебных занятий
  • Проектирование современного урока.
  • Этапы в подготовке учителя к занятиям.
  • Основные этапы урока.
  • Основные правила современного урока по ФГОС
  1. Практическая часть. Проектирование современного урока.
  • Матрица для проектирования современного урока.
  • Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

III. Подведение итогов семинара.

Трудности в изменении стереотипов деятельности

 

По основному вопросу выступала Тусеева Н.В. Она предложила коллегам вопросы для размышления:

  • Как учить детей без принуждения?
  • Как помочь им раскрыть свои возможности?
  • Как сделать предмет интересным для всех?
  • Как дать стимул к творчеству?
  • Чему я хочу научить своих учеников?

Основные тезисы выступления Тусеевой Н.В.:

  • Требования к современному уроку.
  • Методическая и инновационная деятельность педагогов.
  • Системно-деятельностный подход
  • Технологическая карта урока
  • Компетенции
  • Универсальные учебные действия
  • Личностные результаты
  • Предметные результаты
  • Метапредметные результаты: — личностные — регулятивные — познавательные — коммуникативные
  • Индивидуализация
  • Информатизация
  • Технологии

Наиболее подробно Наталья Владимировна остановилась на главном условии изменения профессионализма учительских кадров для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) — применении педагогических технологий. А именно, развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система обучения (КСО), технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения, технология «дебаты», технология модульного и блочно-модульного обучения, лекционно-семинарско-зачетная система обучения, технология развития «критического мышления», технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио», технология дистанционного обучения и другие.

Также Наталья Владимировна остановилась на отличиях традиционного урока от проблемно-диалогического, приёмах технологии продуктивного чтения. Она говорила о том, что продуктивные задания – главное средство достижения результата образования. Наталья Владимировна показала отличия традиционных заданий от обновлённых. К примеру,

Традиционные задания                              Обновленные задания

 

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

 

Также Тусеева Н.В. осветила вопрос оценивания учебных успехов.

На практической части участники совместно составили сравнительную таблицу требования к традиционному и современному уроку, составили матрицу для проектирования современного урока, рассмотрели урок  с позиций системно-деятельностного подхода.

Участники под руководством Тусеевой Н.В. пришли к выводу, что идеальный урок по ФГОС – это урок, когда учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи  учителя или одноклассников,       50% работы – на самостоятельное изучение и главное научить ребёнку как делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаниевый компонент отходит на второй план.

В завершении Наталья Владимировна провела рефлексию, высказав свои мысли об изменениях  в деятельности педагога, работающего по ФГОС.

 

Руководитель творческой лаборатории:_______________Н.В. Тусеева

31.10.2017