Мысли учительские…

Профессиональные конкурсы-ресурсы развития образования

2017-2018 учебный год стал очень значимым как для моей педагогической деятельности и моего образовательного учреждения, так и для моего любимого Дзержинского района, где я родилась и выросла.

И сегодня мне хочется высказать слова благодарности всем нам, уважаемые коллеги, за наш каждодневный труд, за всё то, что мы делаем для процветания и развития образования.

Что же во всех этих делах является самым важным и главным лично для меня?

Видимо, каждый день совершать открытия и непрерывно развиваться, двигаться вперёд вместе со своими учениками, со всем педагогическим сообществом.

И в большинстве случаев вектором данного развития являются именно те  моменты, в которые мы принимаем  важные решения.

Я отчётливо помню момент, когда я решила участвовать в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года». Самым сложным было сказать себе: «Да! Мне это нужно! Я смогу!» Ведь недаром, главное условие профессионального развития педагога – осознание необходимости повышения собственной компетентности.

Вначале было и  волнение, и недовольство собой,  и напряжение, и опасения подвести своих коллег, своё образовательное учреждение,  но в процессе, по мере участия появлялись  радость,  творческие поиски, удовлетворенность от самого процесса.

На мой  взгляд, конкурс профессионального мастерства, в первую очередь, творческий процесс, радостное событие в жизни всех участников.

Победа в районе придала мне сил,  обновила мои теоретические и практические знания, я усовершенствовала свои педагогические навыки, но самое главное научилась чётко фиксировать и достигать поставленные цели.

Опыт участия в городском и областном конкурсах является самым лучшим и эффективным, если говорить о профессиональном повышении квалификации педагога. Ведь он позволяет увидеть педагогические находки коллег, расширить  пространство активного педагогического общения, продемонстрировать  лучшие профессионально-личностные качества его участников и их саморазвитие.

Благодаря моей способности устанавливать дружеские отношения, я приобрела много новых знакомств с талантливыми педагогами, ощутила большое единение лучших, творческих специалистов в области образования.

Конкурс ещё больше развил во мне способность принимать критику, объективность самооценки, склонность к импровизации, способность принимать и разделять победу или поражение другого.

Конечно, во многом успех обеспечивает личность. Но о том, какая личность, с какой концепцией, с каким мировоззрением, с использованием каких технологий побеждает на конкурсе можно судить о степени развития системы обучения в образовательном учреждении. И я благодарна моему директору, Сысоевой И.М., которая сопровождала меня на многих конкурсных испытаниях, которая увидела мои нереализованные возможности и помогла им раскрыться на конкурсе. Я благодарна за понимание и поддержку и своего педагогического коллектива.

Рядом с лауреатами и победителями находятся не менее интересные педагоги с весьма оригинальными взглядами на современное образование, собственным видением места своего предмета в ряду других. И самое важное, что это общение продолжается, обмен опытом происходит и после всех испытаний, и это общение формирует новую современную педагогическую среду.

Одними из важных задач, которые я ставлю перед собой после конкурса, являются задачи формирования позитивного общественного мнения о системе образования, о педагогах, сотрудничество с профессиональным сообществом, внедрение новых современных технологий. Ведь сегодня от участников, победителей конкурсов профессионального мастерства общество ждёт осознанной общественно-педагогической позиции. Национальная система учительского роста позволяет  добиться того, чтобы учителя, понимали, какое будущее их ждет, каковы перспективы их роста, что наше будущее зависит и от того, насколько добросовестно мы относимся к своей работе. Ведь главный принцип системы – это доверие, доверие к профессии, доверие к профессионалу (к учителю), доверие профессионала (самого учителя) государству.

Помогать в осуществлении всех этих задач будет созданный в процессе проведения конкурса районный клуб «Педагог года». Ведь тот ритм работы, который был задан самим конкурсом, остается  до сих пор: хочется еще больше творить, эффективнее работать, помогать молодым перспективным педагогам в становлении своей карьеры и получать удовольствие от проделанной работы.

Когда мы довольны — мы счастливы. Когда мы счастливы — мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого — мы успешны. Успешный учитель — это учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями; обладающий высокими профессиональными качествами; способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Путь к вершине всегда тернист и опасен, на пути масса непредсказуемых ситуаций. Но если к ним быть готовым, запастись всеми необходимыми инструментами, идти будет проще. У учителя в арсенале – современные технологии, эффективные методы и приёмы. Но на мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного учителя от профессионала. Главное, что учитель в век технологий учится со своими детьми, преодолевает многие трудности вместе.

Уважаемые коллеги,  впереди у нас новый учебный год, много новых дел, перспектив и возможностей, не упускайте их, пробуйте себя, участвуйте в конкурсах профессионального мастерства, ведь по словам В.В.Путина «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя».

 

Эссе «Стимулы профессионального развития учителя»

Как часто наш жизненный выбор зависит от детской мечты. В детстве многое воспринимается ярко, удивительно, там много тайн и открытий. Что движет нами в детстве? Наша любознательность, стремление познать неизведанное? А может быть, желание услышать голос камня, уловить аромат свежего ветра, испытать радость от нового знакомства или желание увидеть рассвет в горах? Всё это живёт во мне с самого детства. Я люблю совершать открытия. Открытия себя, открытия в других. Кажется, я ощущаю эту силу с самого рождения. Что же влечёт меня к вершинам педагогической мудрости? В чём я нахожу стимулы для своего профессионального развития?

Думаю, ответы на эти вопросы надо искать в детстве. Родилась я в Новосибирске, городе молодом, но динамичном, быстро развивающемся. Мой город стоит в лесостепи Западно-сибирской равнины, на берегу полноводной реки. Обь для меня тоже символ движения, символ развития. Особенно мне нравится стремительное течение Катуни в горах Алтая. Именно там и сбылось одно из моих детских желаний – оказаться на горной вершине. И вот я, стоя на высоте трёх тысяч метров, вдруг понимаю, как прекрасен наш мир, как приятен стал вдруг трудный процесс восхождения, как замечательна наша жизнь, а самое ценное в этой жизни -дети. Ведь неспроста, своё восхождение я совершала вместе со своими учениками, озорными, весёлыми, всегда готовыми к новым открытиям и достижениям! Как радовались и ликовали они вместе со мной! Но самое удивительное, что восхождение это было на Перевал Учитель.

Подобные восхождения присущи и моей педагогической деятельности. Когда оказываешься на вершине педагогического мастерства, перед тобой открываются новые горизонты и перспективы. А это один из мощных стимулов моего развития. А сколько препятствий преодолено за время восхождения, сколько трудностей! Но они преодолены, и это уже твоё достижение и достояние.

В горах бывает очень трудно: внезапный порыв ветра, снегопад, и вот, всё небо заволокло. В работе учителя также много трудностей. Кто-то жалуется на большую загруженность документацией, кто-то размышляет о смысле ЕГЭ, сетует на внеплановые проверки, неуважение родителей, кто-то переживает о предстоящих Всероссийских проверочных работах. Кто поможет нам в горах? Друг, который рядом, который в связке, который не оставит. А порой смотришь на идущего впереди и, вдохновляешься, ну вот, он же может! Значит , и ты преодолеешь!

Новые государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, Профессиональный стандарт — педагога-вот мои профессиональные помощники и путеводители.

И всегда в пути я ориентируюсь на мудрый опыт великих педагогов. Шалва Александрович Амонашвили, Антон Семёнович Макаренко-вот мои путеводные звёзды. И если так можно высказаться, стимулы моего педагогического развития. В чём их секрет?

Видимо в силе человеческого духа, открытости, искренности и честности по отношению к детям. Осилив «Педагогическую поэму», понимаешь, что и ты можешь! Что и в тебе есть силы вести за собой.

Участвуя в профессиональном конкурсе «Учитель года», я ощутила, что и сама становлюсь, а может быть и была, той путеводной звездной, за которой идёт молодое педагогическое сообщество. Ко мне обращаются за помощью, со мной делятся наболевшим, обсуждают предстоящие мастер-классы, открытые уроки. Вот и ещё одна вершина открылась мне: вершина Учителя-Наставника. Разве это не мощный стимул профессионального развития?

Я всю жизнь в поиске новых, интересных форм работы с детьми. Люблю осваивать новые современные технологии. Программа «Образ и мысль», «Куборо», «Лэпбуки и скетч-буки», «Развитие критического мышления через чтение и письмо». К слову, не смогу не поделиться своим воспоминанием об удивительном человеке, педагоге, Серафиме Эдуардовне, открывшей мне премудрости критического мышления. Сколько педагогических тонкостей, опыта, знаний и умений она передавала нам, активным слушателям этого курса. До сих пор в памяти все её занятия! Ведь она открывала в нас стремлениям к новым вершинам профессионального мастерства, но самое ценное-помогала нам ощутить радость от совместного творчества и взаимодействия.

Вести за собой, пробуждать интерес к новым открытиям и достижениям — стимул и моей педагогической деятельности. У учителя очень почётная и важная миссия: нужно не только своим примером вдохновлять и вести за собой, а ещё и «быть в ответе за тех, кого приручили». В этом мне помогают родители моих учеников. Порой очень сложно самим родителям найти возможность для совместного общения, сотрудничества со школой. Но и здесь есть неизведанная тропа к вершине. Это новый, интересный курс — «Финансовая грамотность», который является стимулом для повышения знаний в области финансовых вопросов и для родительского сообщества. А самое ценное, что это восхождение происходит совместно с детьми. И без особых усилий. Главное, что мы в одной связке. Вместе осваиваем, рассуждаем, делаем удивительные открытия, развиваемся и развиваем личность каждого.

Стремительно развивается информационное сообщество, порой и родители не успевают за всеми цифровыми новшествами и технологиям. А я должна быть в курсе. Но и это меня не останавливает. Ведь, я — часть  большого сетевого педагогического сообщества учителей. Эта возможность позволяет мне повышать свою педагогическую квалификацию, быть в тренде мировых педагогических новинок.

Казалось, совсем недавно я преодолевала ступеньки курса «Финансовая грамотность младших школьников», а уже сегодня мои ученики учатся планировать свой бюджет через мобильное приложение «Монеткины». Или вот, мой ученик создал мультфильм, используя компьютерную программу. И я понимаю, что их мобильность является и для меня стимулом к восхождению на вершину новых цифровых технологий. А детей надо удивлять, вдохновлять и поражать! Трудностей много, но мы преодолеваем их вместе и сообща. Ведь, «помогая другому взобраться на гору, Вы сами приближаетесь к вершине!»

Стремление к новому, желание познать неизведанное, уловить истину детской души, освоить тонкие учительские премудрости –вот истинные стимулы моего профессионального развития. Идти в ногу со временем, идти  рядом с мастерами своего дела, рядом с молодыми, ищущими себя. В пути всегда трудно, но интересно. А если не двигаться, стоять, то не познаешь нового, не откроешь нового в самом себе!

Процесс восхождения всегда удивителен. Это новые знакомства, новые встречи, проекты, общение с коллегами, обсуждения результатов педагогического труда, поиск и профессиональное развитие самого себя. И в процессе всего этого и происходит то самое взаимодействие и обогащение, которые являются мощными стимулами для развития Российской системы образования . И это радует. Ведь мир для меня – это мир радостных открытий, которые мы совершаем ежедневно, ежечасно, ежеминутно.

И в эту минуту мне хочется пожелать всем нам продолжать совершать свои педагогические открытия, испытывать радость от совместного преодоления трудностей, не переставать удивляться и находить новые стимулы для своего профессионального развития, как это делаю я на протяжении двадцати лет своей педагогической деятельности.

 


Мобильный учитель

У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит?

-Родители, дети, РАЙОНО, заместители, воспитатели, из института преподаватели.

-Откуда?

-От школы, лицея, гимназии, ВУЗа, СУЗа, ДОУ, Министерства образования.

-Что вам нужно?

-Расписание, компетентностные задания, программу, проект, перспективы!

-Для кого?

-Для города, области, края, района, России, Земли…

-Мобильный мой запишите и перезвоните, пожалуйста, после шести.

         Я-мобильный учитель. Моя профессиональная деятельность во многом похожа на ситуации из известного стихотворения Корнея Чуковского. Я живу и работаю в сложном многогранном обществе, жизнь в котором очень сложно предугадать, поэтому такое качество, как мобильность, очень необходимы мне, как современному педагогу.

         Откуда же во мне эта способность к переменам, движению?

         Во-первых, я сама в этом очень нуждаюсь. Моя неугомонная натура не позволяет мне останавливаться на достигнутом.

Во-вторых, моя вовлеченность в любой образовательный процесс позитивно влияет и на развитие этого качества у моих учеников.

В-третьих, это спасает от эмоционального выгорания, минимизирует риски, существующие в нашей профессии.

 

Зачем всё это нужно, спросите вы? Да, чтобы иметь больше шансов получать желаемое, добиваться большего и лучшего в образовании, и для себя, и для других. К примеру, проектами я занимаюсь давно, постоянно осваиваю новые программы, технологии: критическое мышление, «Образ и мысль», финансовая грамотность, лэпбуки, скетчинг-буки, Q-коды, инографика, перевёрнутый класс — всего и не перечислить, и каждый год появляется что-то «новенькое», то что нравится и мне, и детям, и родителям. Часто слышу вопрос коллег: «Как же Вы всё успеваете?» Отвечаю честно: «Не всё. Но многое. Ведь помогает мне в этом мобильность, моя мобильность, как качество личности, как профессиональная черта современного педагога». И я не одна. Я — часть большого педагогического сообщества учителей. Сетевое взаимодействие для меня — это новые возможности и перспективы.

«Проект «Мобильный учитель», — читаю в новостях, — «помогает учителям узнавать новинки методических приёмов и способов обучения, даёт возможность дальнейшего развития профессиональных навыков…» Круто! Идём в ногу со временем.

У меня зазвонил телефон. Время шесть. Время действовать, время изменяться, время двигаться вперёд и быть готовым отвечать на новые запросы современного общества.


 

Мысли о профессии

  В сибирской столице начало седьмого…просыпается город… просыпаются его жители. Каким ты будешь? Что откроешь в себе и в нас? Каждый день совершать открытия и не переставать удивлять — это у тебя в крови. В этом я похожа на свой город, в стремлении открывать и удивляться. Мы вместе динамично развиваемся. Тебе скоро 125, моим первым ученикам почти 25. За это время мы многого добились. Мои выпускники  поступают в высшие учебные заведения, заводят семьи. Кажется, совсем недавно пришли они ко мне несмышлёными малышами, но малышами с открытыми глазами и жаждой открытий! А сегодня — это взрослые образованные люди. Но и я бы не достигла многого, если бы не развивалась вместе с ними. Главное, не останавливаться на достигнутом, вовремя принять верное решение и развиваться вместе. 

    В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, был и для меня таковым. И помогали мне в этом вопросе мои родители. Оглядываясь на 20 лет назад , могу с уверенностью сказать, что  сделала правильный выбор. Ведь именно профессия учителя помогла мне раскрыть свои способности, которые проявлялись в детстве, и теперь она даёт мне возможность открывать способности и таланты в других. Дети часто говорят мне, что тоже очень хотят стать учителем. Это ценно, хотя и непросто.

    Позади педагогический колледж с красным дипломом, педагогический университет, курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, открытые уроки, достижения моих учеников. Столько всего! Можно считать себя профессионалом. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Ведь меняется мир, меняется образование, меняется школа… А учитель в век технологий учится со своими детьми.

    В современных условиях огромного потока информации, важно использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Город ждёт новых инженеров, проектировщиков, воплощений научных открытий в реальность.  И воспитывать эти способности необходимо у молодого поколения. И я это делаю, в частности через курс инженерной направленности «Сuboro», который является пропедевтикой инженерного образования.

    Как важно уметь понимать детские запросы, поступки, обиды, стремления. Как нужно уметь сотрудничать и с родителями обучающихся, находить совместные пути достижения цели. И одной из таких связующих ниточек стал курс финансовой грамотности, который я реализую в школе.

    Он не только создаёт условия для повышения финансового благосостояния жителей нашего города, он придаёт уверенности каждому маленькому человеку, помогает осуществить их мечты. Финансовая грамотность-открытие, которое помогает мне в вопросах нравственности, развития способностей, уверенности каждого ученика начальной школы, планировании и совместном обсуждении многих вопросов с детьми и родителями.

    Мир меняется и меняется система восприятия информации. Дети 80% знаний получают из мультфильмов и научно-познавательных телеканалов, а в школу по-прежнему носят по 10 кг портфели с бумажными учебниками. При этом на переменах они все развлекаются гаджетами, скорость процессоров каждого из которых на порядок выше, чем скорость процессора компьютора в учительской.

    За последние 20 лет наше поколение пережило информационный шок. Мы научились жить и работать с помощью компьютера, с помощью телефона и не представляем по другому уже свою жизнь. Наши родители еще 50-45 лет назад имели черно-белые телевизоры и учились в библиотеках и по лекциям в институте.

    Сегодня дети и студенты нуждаются не в учителях, а в наставниках, которые должны рассказать, как устроен мир и помочь профориенитроваться ребенку, выбрав предметы и методы самообразования, которые может использовать ребёнок. Время бесплатного обязательного образования «для всех» неминуемо подходит к финалу. Наступает время самообразования.

    У каждого из учеников сегодня есть 3G, что позволяет в YouTube просмотреть на любую тему научно-популярный фильм, который в разы информативней, чем самый гениальный учитель средней общеобразовательной школы города.

    При этом ни один родитель не понимает реального уровня знаний учителя и не понимает, что именно он вкладывает в его ребенка. Какие методики использует учитель и какую эмоцию выносит ребенок после каждого урока.

Учитель должен уже сейчас, согласно даже уже существующей программе, полностью переходить на видео-уроки и фактически заниматься контентообразованием с использованием фильмов по каждой теме с дополнительным объяснением и проверкой усвоенного материала в виде дружеской беседы или игры.

    Уже сегодня необходимо полностью исключить экзамены и контрольные работы, прекратить запугивание ребенка, а перейти в формат творческого поиска по каждой теме и вовлеченности через формирование классов по интересам и по направлениям.

    Каждый ребенок или студент, изучающий конкретный предмет должен получить полное представление, зачем он ему нужен и как он его будет применять в своей будущей специальности.

    Новые педагогические технологии нужны! Меняющийся мир и меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Поэтому, я  иду вперёд, меняюсь вместе со своими учениками. Уверенность в себе -двигатель инноваций!

    Город мой засыпает, но я ещё не сплю…я в раздумьях о том, каким ты будешь, каким ты станешь через ещё одни двадцать лет…


Эссе
«Основы религиозной культуры и светской этики. Требования времени»

С течением времени меняется общество, ценности и правила этикета. Главная проблема нынешнего общества –утрата ценностей духовных и нравственных. Как же разрешить эту проблему? Рассуждая об этом, я поняла, что именно я, как преподаватель курса ОРКСЭ, могу донести до детей понимание того, что без знаний прошлого нет будущего, а без будущего нет настоящего.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа духовной культуры эт-носа. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная.
На мой взгляд, при изучении курса ОРКСЭ можно обратиться к неиссякаемо-му источнику истории и нравственности -литературе.
Литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, ве-ликого служения своему Отечеству. Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям, передавал их из поколения в поколение.
Былины и сказки создавались народом на протяжении многих веков. По этим произведениям мы с раннего детства составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна – эти женские образы являются эталоном русской женщины, ум-ной, красивой, трудолюбивой и верной. Она – хранительница очага. Мужчина же, в народном представлении, защитник земли русской. Богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны.
В повседневной суете жизни, общество теряет связь со свои-ми историческими корнями. Ведь знание своей истории, уникальных мест род-ного края рождает чувство гордости в душе и развивает патриотизм. Воз-рождение связи между прошлым и будущим – живое знание. Я сама много пу-тешествую, посещаю исторические места нашей Родины. На уроках я показываю детям фотографии со своих поездок, рассказываю о культурном наследии, о том, как жили и живут люди. Мы обсуждаем ситуации, с которыми я сталкиваюсь в процессе общения. Почему к примеру, петербуржцы по своей сути являются интел-лигентами? Почему они изначально душевны, спокойны, не суетливы, немного-словны, доброжелательны, отзывчивы, воспитаны? Откуда берётся у них гор-дость за свой город, любовь к нему, внутренняя культура? Приходим к выводу, что среди населения Санкт-Петербурга преобладают коренные жители и существует преемственность поколений.
Таким образом, чем больше знаний о прошлом, тем легче создавать бу-дущее и жить в настоящем. Очень важно знать мировоззрение прошло-го. На территории России была мощная высокоразвитая цивилизация с древ-нейшей и богатой культурой, высочайшем уровнем знаний о мире и вселенной. И современные требования времени просто обязывают нас это знать.
На мой взгляд, предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» сложный, глубокий, интегрированный предмет, который предполагает наличие прочных знаний и широкий кругозор педагога.
Важно отметить, что курс ОРКСЭ в отличии от традиционных учебных курсов является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Это не просто курс, это требование времени.