Прочитайте сами, потом с ребёнком — и сохраните всем нервы
 

Для первоклассников

1. Юз Алешковский «Кыш, Двапортфеля и целая неделя»

Издательство «Эксмо»

Повесть Юза Алешковского посвящена его сыну Алёше. Она рассказывает о первой неделе в школе Алёши Сероглазова, который оказался ещё и самым младшим в классе (за что получил прозвище Двапортфеля). Мальчику обидно, когда одноклассники начинают дразнить его из-за маленького роста, но он заводит новых друзей и учится противостоять обидчикам. А во всех приключениях его сопровождает верный щенок Кыш.

«В общем, первого сентября я пошёл в школу, и на первой же перемене самый высокий из нашего класса мальчик Миша Львов измерил меня с ног до головы моим же портфелем. Измерил и тут же дал мне прозвище Двапортфеля. А сам себе он присвоил прозвище Тигра. Из-за фамилии Львов. Даже до старшеклассников дошло моё прозвище. На переменках они глазели на меня и удивлялись:

— Двапортфеля!

— Действительно, Двапортфеля!

Они меня не дразнили, но всё равно я чувствовал самую большую обиду из всех, которые получал в яслях, в детском саду, во дворе и дома».

2. Тимо Парвела «Элла в первом классе»

Издательство «Розовый жираф», перевод – Альбина Сидорова и Евгения Тиновицкая

Книга написана от лица семилетней Эллы, которая идёт в первый класс финской школы. Вместе с друзьями она ходит в театр, узнаёт, кто шантажирует её учителя и скрывается за маской Красной Шапочки. Все истории изложены с детской непосредственностью и по-настоящему смешные. Первоклассники точно оценят.

«В автобусе Пат долго приглядывался к водителю, а потом сказал:

— Знаете, вы похожи на бегемота из мультика.

— Только бегемот был совсем не такой толстый, — возразил Сампа.

Водитель автобуса ничего не сказал, только с сочувствием посмотрел на нашего учителя. А учитель нервно засмеялся. После этого автобус поехал очень быстро, и нам всем это ужасно понравилось».

3. Мария Бершидская «Большая маленькая девочка. История 4. Семь с половиной крокодильских улыбок»

Издательство «КомпасГид»

Девочка Женя идёт в 1 класс и описывает свои приключения в самой обычной российской школе по дням в форме дневника. Прописи, окружающий мир, Очень Аккуратная Девочка, задира с последней парты, проблемы с зубами, из-за которых стесняешься улыбаться, — всё то, с чем легко может столкнуться любой первоклассник.

«Потом была линейка. Наверное, она называется так, потому что все должны долго-долго стоять. А от этого ноги делаются прямыми и твёрдыми, как деревянные линейки.

Мы все очень устали. Хотелось прислониться к родителям, но их специально поставили далеко от нас. А ещё гладиолусы… Оказывается, они УЖАСНО ТЯЖЁЛЫЕ».

4. Софья Могилевская «Марка страны Гонделупы»

Издательство «Речь»

Трогательная повесть Софьи Могилевской написана ещё в 1963, но её по-прежнему интересно читать. Да, и детям тоже. Петя идёт в первый класс вместе со своим соседом Вовкой. Он не сразу стал его другом, но прививка от оспы положила конец вражде. В школе ребята находят нового друга Кирилку, спасают его от грабителя, дерутся, собирают марки — так проходит целый учебный год.

«Теперь Вова где-то далеко, чуть ли не на краю света, а у Пети под боком новый сосед, какой-то совершенно чужой, неизвестный мальчик. Да к тому же, кажется, и плакса…

Петя мрачно покосился на новенького и окончательно пал духом. Новенький был совершенно рыжий! Ну весь как есть рыжий… Рыжий до последнего волоска. Даже ресницы и те были у него рыжие. И нос в рыжих веснушках. И лоб в веснушках. И даже на щеках веснушки. Как будто его нарочно обмазали яичным желтком, как пироги, перед тем как их сажают в печку.

Вот наказание! Вместо его лучшего друга Вовки оказался такой сосед!».

5. Русе Лагеркранц «Моя счастливая жизнь»

Издательство «КомпасГид», перевод – Юлия Колесова

Маленькая Дюнне каждый день перед сном вспоминает, сколько раз она была счастлива. В этом году она идёт в первый класс, где ещё никого не знает и переживает, что ни с кем не подружится. Но потом знакомится с Эллой-Фридой и не хочет с ней расставаться, узнает на уроках всё об овощах и фруктах и даже получает в подарок Снежка — морскую свинку.

«А вдруг там придётся просто сидеть и учиться читать и писать? Это она уже умеет. Во всяком случае немножко. Этому её научили в подготовительной группе.

— Как ты думаешь, учительница мне понравится? — спросила она папу.

— Само собой, — ответил папа. — Я уверен, что она тебе понравится.

— Ну, а ребята мне понравятся?

Дело в том, что в подготовительную группу Дюнне ходила в другом месте и своих новых одноклассников не знала.

Внезапно ей стало страшно. Вдруг она ни с кем не подружится?».


Для родителей первоклассников

1. Адель Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились»

Издательство «Эксмо»

Адель Фабер и Элейн Мазлиш — не только известные педагоги-психологи, но и многодетные матери взрослых детей (у каждой — по трое). Это не книга по психологии в привычном смысле. Она выстроена как художественное произведение. Молодая учительница Лиз Ландер сталкивается с разными проблемами, которые знакомы всем педагогам: как привить интерес к учёбе, как правильно общаться с родителями и какие способы наказания неэффективны и даже бесполезны. В книге собрано много родительских писем и историй от учителей, которые писали авторам книги.

«В первые месяцы моей работы в школе ситуация не менялась… Больше всего меня мучило то, что я постепенно превращалась в учителя того типа, который был мне неприятен больше всего. Я становилась злой и раздражённой, командовала и унижала своих учеников, а они становились всё более упрямыми и бестолковыми. Время шло, и оставалось только гадать, сколько ещё я выдержу».

2. Екатерина Мурашова «Ваш непонятный ребёнок»

Издательство «Самокат»

Книга психолога и мамы двоих детей описывает развитие ребёнка с раннего детства. Во второй части, посвящённой школе, Екатерина Мурашова рассказывает, почему дети не хотят учиться, откуда может взяться невроз, как ребёнок выбирает друзей и почему способных детей иногда могут окрестить «тупыми». Опыт работы в петербургской районной поликлинике помогает автору находить близкие для родителей примеры — капризная Лариса, слишком активный Гриша, пугливая Галя или ленивый Валера.

«Если ваш ребёнок плохо успевает в начальной школе, никогда не ругайтесь с учительницей. Ничего хорошего из этого никогда не выйдет, а вот плохое запросто может воспоследовать. Что бы ни говорила вам учительница, даже если вы с ней категорически не согласны, никогда не спорьте. Можете задавать вопросы, можете уточнять, объяснять причины или спрашивать совета. Лучше всего просто кивать головой и говорить: Да, Марья Петровна! Будем работать, Марья Петровна! Уже работаем, Марья Петровна!».

Читать конспект книги «7 важных (и простых) советов, как понять своего ребёнка»

3. Людмила Евдокимова «Большие заботы маленького школьника»

Издательство «Рама Паблишинг»

Людмила Евдокимова — сама педагог и победитель конкурса «Учитель года». В книге она разбирает конкретные ситуации, с которыми первоклассник сталкивается в современной российской школе. А ещё даёт советы, как вести себя родителям, чтобы его поддержать. Евдокимова объясняет, что значит успеваемость, как правильно организовать питание первоклассника и почему нельзя навешивать ярлыки.

«Имея постоянно повышенные оценки, похвалы и награды, ребёнок полностью уверен, что он самый умный, хороший и лучше всех остальных. А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными… У школьника, постоянно получающего низкие отметки, формируется соответствующее мнение о самом себе („Я плохой, глупый, бездарный, потому что меня таким считает учитель, а значит, и все окружающие“), так как авторитет учителя на данном этапе является доминирующим».

4. По Бронсон, Эшли Мерримен «Мифы воспитания. Наука против интуиции»

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», перевод Алексей Андреев

Книга-исследование По Бронсона и Эшли Мерримен, чьи статьи выходят в журналах Time и New York Magazine, переведена на 16 языков и три месяца держалась в списке бестселлеров New York Times. Она рассказывает не только о школе, но будет особенно полезна родителям первоклассников. Авторы с научной точки зрения разбирают популярные воспитательные методики и изучают, что с ними не так. В книге много рассказывают про детскую ложь, ябедничество, мотивацию и другие темы, с которыми сталкивается ребёнок вне зависимости от страны.

«Кайла Валстрем из университета Миннесоты провела опрос 7000 старшеклассников этого штата с целью установить связь между сном и оценками. Получилось, что отличники в среднем спали на пятнадцать минут дольше, чем те, кто учился на четвёрки, а те, в свою очередь, на четверть часа дольше троечников. Данные, полученные Валстрем, практически совпадают с результатами проведённых ранее Карскадоном из Брауновского университета исследований 3000 школьников Род-Айленда».

5. Марианна Лукашенко «Тайм-менеджмент для школьника»

Издательство «Альпина Паблишер»

Книга-учебник для родителей, которые хотят научить школьника главному — умению распределять своё время. Она состоит из небольших историй про мальчика Федю Забывакина, в конце которых нужно делать небольшие задания. Конечно, объём уроков в первом классе может быть и не таким большим (к счастью). Но книга Лукашенко закладывает базу, которая в дальнейшем поможет организовать себя и своё расписание без надзора родителей.

«Видишь, в чём твоя ошибка. У тебя из записи невозможно понять, какое именно дело ты запланировал. Давай попробуем переделать список так, чтобы это стало понятным. Ты же этот список пишешь для того, чтобы помнить, что тебе надо делать. Вот и записывай нужное действие. И Федя с маминой помощью переписал список так, чтобы в нём были перечислены действия».